Лекция № 5
Стихосложение.
Рифмы.
Различные
виды рифм. Различная ценность рифм.
Составные и разноударные рифмы.
Чередование рифм.
Определение
рифмы
Эхо, бессонная нимфа, скиталась по
берегу Пенея,
Феб,
увидев ее, страстию к ней воспылал…
Нимфа
плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж
говорливых неяд, мучась, она родила
Милую
дочь…
На земле рифмой зовется она.
(А.С. Пушкин «Рифмы»)
Итак, первую версию по возникновению в человеческом обиходе рифм предложил А.С. Пушкин. Действительно, вполне возможно, что первым поэтам рифмы подсказало эхо.
Ерунда – эхо будет: да; голубей – бей; монет – нет и т.п.
С тех пор, правда, понятие рифмы значительно расширилось.
В первом приближении рифму можно определить как совпадение в окончаниях слов последнего ударного гласного и последующих согласных звуков.
Поэтому, слова «молотОк» и «сгУсток», «напЁрсток» не рифмуются, хотя у них и одинаковые окончания, а рифмой к слову «молоТОК» будет – «желТОК», «поТОК».
Но, оказывается, что некоторые гласные и согласные, хотя и различны, но звучат одинаково. Например, в словах: сновА – готовО; расскаОм – голубоглазЫм; ЛенскИй – деревескОй. Часто ОГО в конце слов читается как ОВО: слОВО – большОГО. Могут совпадать по звуку и согласные: глаЗ – кваС.
Поэтому более
корректное определение рифмы: слуховое
совпадение ударного гласного и последующих
за ним согласных звуков в окончании слов.
Особо следует сказать о звуковом совпадении согласных звуков. Это происходит, когда они находятся в самом конце слова. При этом совпадают губные согласные Б и П (дуБ – глуП), В и Ф (нраВ – граФ); зубные З и С (таЗ – кваС), Д и Т (завоД – живоТ); шипящие Ж и Ш (роЖЬ – воШЬ, муЖ – куШ); гортанные Г и К (моГ – коК). Иногда совпадают Г и Х (стиХ – достиГ).
Возможно совпадение мягко и твердо звучащих звуков. РоЖь – ноЖ, ноЖ – воШь, чиЖ – молчиШь. Буква «с» в конце слов «клянусь», «пришлось», «привелось» произносится полутвердо-полумягко, поэтому ее можно рифмовать и с твердым «с» и с мягким. КлянуСь – груЗ; клянуСь – вкуС, клянуСь – РуСь, пршлоСь – броСь.
Это не универсальное правило и, например, слова браТь – браТ, раЗ – гряЗь, огоНь – коН – не являются рифмами в классическом понимании.
Рифмы допускают несовпадение неударных гласных, но ударные должны совпадать обязательно. Исключение делается для составных гласных: А – ЙА (Я); О – ЙО (Ё); У – ЙУ (Ю); Э – ЙЭ (Е). Допускается сочетание: И – Ы. Но такие рифмы слабее по звучности: морОЗЫ – слЁЗЫ, утЮГ – вдрУГ и т.п., хотя и они могут придавать стихотворению определенную музыку.
И ни души. Один лишь хрип,
Тоскливый лязг и стук ножовый,
И
сталкивающихся глыб
Скрежещущие пережевы.
(Пастернак)
И с бессмысленной улыбкой
Вспять
глядишь, жесток и слаб,
Словно
зверь, когда-то гибкий,
На
следы своих же лап.
(Мандельштам)
При другом несовпадении рифма будет отсутствовать: стОйка – стАйка, лИст – тОст – не рифмуются.
Все, что сказано выше относится к классической рифме 19 века. Символисты значительно расширили это понятие, но об этом поговорим немного позже.
Ударная гласная может располагаться в слове несколькими способами. Она может замыкать слово, после нее могут идти только согласные, а могут следовать один или два слога с безударными гласными. В первом случае, когда после ударной гласной нет других гласных, рифма называется односложной. Если имеется безударная гласная – то двухсложной.
Односложные рифмы называются мужскими. Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.
Двухсложные рифмы называются женскими. В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ.
Иногда стихи строятся только на мужской, иногда только на женской рифме.
Есть речи значенье
Темно
иль ничтожно,
Но им
без волненья,
Внимать невозможно,
Как
полны их звуки
Безумством желанья,
В них
слезы разлуки,
В них
трепет свиданья.
(Лермонтов)
Но чаще всего мужские и женские рифмы чередуются, что автоматически получается, например, при усечении амфибрахия.
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес
обнажился, поля опустели.
Только
не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.
(Некрасов)
Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку.
После ударной гласной могут следовать и два слога: нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА. Такие рифмы называются дактилическими.
Дактилической рифмой связаны строки лермонтовской «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники….»). Но чаще встречается чередование дактилической рифмы с мужской.
По вечерам над ресторанами
Вечерний воздух дик и глух,
И
правит окриками пьяными,
Весенний и тлетворный дух.
Вдали
над пылью переулочной,
Над
скукой загородных дач,
Чуть
золотится крендель булочной
И
раздается детский плач.
(А. Блок)
Гораздо реже встречается чередование женской и дактилической рифм.
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и
смотрит, как живая,
В
цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало
шла походкой чинною
На шум
и свист за ближним лесом,
Всю
обойдя платформу длинную,
Ждала,
волнуясь под навесом.
(А. Блок)
Влияние вида рифм на музыку стиха хорошо видно на примере стихотворений одного размера (ямба).
«Мцыри» Лермонтова построено на мужских рифмах:
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в
горло я успел воткнуть
Мое
оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы,
сплетясь как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей.
Упали
разом, и во мгле
Бой
продолжался на земле.
А стихотворение Брюсова «Городу» - на чередовании мужской и женской рифм.
Царя властительно над долом,
Огни
вонзая в небосклон,
Ты труб
фабричных частоколом
Неумолимо окружен.
Стальной, кирпичный и стеклянный,
Железом проволок обвит,
Ты – чарователь непрестанный,
Ты – неслабеющий магнит.
Драконом хищным и бескрылым
Засев, ты стережешь года,
А по
твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода.
Сравнив приведенные примеры, можно сделать вывод, что мужские рифмы создают впечатление напора, силы. Дактилические звучат как похоронный марш. Промежуточное положение занимают женские рифмы.
Обычно считается, что применение одного вида рифм приводит к однообразию, поэтому рекомендуется их чередование.
Кратко скажем о гипердактилической рифме – четырехсложной рифме: пОМЕШАННАЯ – бЕШЕННАЯ, расскАЗЫВАЯ – размАЗЫВАЯ.
Они встречаются очень редко.
Различная ценность рифм
Сравним несколько женских рифм с одной основой:
Наряда – ограда,
Парада – ограда
Награда – ограда.
Сравнив их, увидим, что первая рифма, в которой неточно совпали гласные: А – Я и никаких других совпадений, кроме звуков лежащих за ударной гласной, нет, звучит гораздо слабее остальных. Такая рифма называется бедной.
Во второй паре рифм кроме совпадения звуков за ударной гласной совпала и стоящая перед ней согласная – Р: паРАДА – огРАДА. В третьей паре совпало еще больше звуков перед ударной гласной: наГРАДА – оГРАДА. Подобные рифмы называются богатыми.
Если совпадение продолжается и дальше: миНОВАЛА – сеНОВАЛА, то рифма приобретает характер глубокой.
Чем больше в
рифмующихся словах совпадает звуков,
лежащих перед ударными, тем звучнее
становится рифма.
В мужских рифмах это становится практически обязательным условием (лунА – онА). Исключение бывает в случаях, когда перед ударной гласной стоит гласная или мягкий знак: чьИ – моИ, пьЮ – моЮ, краЯ – твоЯ.
Если же в мужской рифме перед ударной гласной не совпадают согласные или стоит гласный и согласный звук, то рифма становится очень бедной. ГонИ – моИ, менЯ – твоЯ, гонЮ – моЮ. Или вовсе исчезает, при твердом звучании ударной гласной: веЛА – поКА, уРА – луНА, уВЫ – киТЫ, беДЕ – траВЕ и т.п.
В последнем случае рифма появится, если перед ударной гласной будет совпадать хотя бы одна согласная. Такая согласная во всех видах рифм носит название опорной. ВеЛА – быЛА, поКА – руКА, луНА – оНА, беДЕ – воДЕ.
Естественно, при совпадении нескольких согласных мужская рифма становится богаче. гОДА – вОДА, ВОРОТ – скоВОРОД.
Это в полной мере относится и к другим видам рифм, например, дактилическим: ГОЛОДНАЯ – подКОЛОДНАЯ.
С другой стороны, когда в рифме совпадают гласные звуки, согласные могут варьироваться: желЕзнОй – бЕзднОй, морОзнОй – звЕзднОй, лУннАЯ – безУмнАЯ.
Легче всего подобрать рифмы среди
одинаковых частей речи: пол, стол, кол, мол…
или квас, бас, час, раз, рассказ и т.п. Еще
легче подобрать рифмы к глаголам, например,
к словам «пить», «звать» можно подобрать
сотню рифм. Такие рифмы малоценны, и их
надо стараться избегать.
Надо стараться избегать и шаблонных, приевшихся рифм: кровь – любовь – вновь, грезы – слезы – березы – розы – морозы.
Рифмы приобретают большую ценность, когда рифмуются разные части речи, или слова, взятые в разных падежах.
По морям, играя, носится
С
миноносцем миноносица.
(Маяковский)
Другие примеры: нахал – махал, синяя – инея, дачная – удачная, брось – врозь, глаза – туза, роз – вопрос и т.п.
Неклассические рифмы
Если век девятнадцатый требовал от поэтов рифм точных как в звуковом плане, так и по написанию, то поэты Серебряного века сосредоточились только на слуховом совпадении звуков.
Справедливости ради надо сказать, что Пушкин тоже иногда использовал в женских рифмах усечение звука: Евгений – тени, ступени – Евгений, няне – мечтаний. Но это было скорее исключением. Символисты из исключения сделали правило.
Приведем отрывок из статьи Валерия Брюсова «О рифмах».
«Принцип новой рифмы состоит в том, что созвучны (рифмуются) те слова, в которых достаточное число сходно звучащих элементов. Центральное место среди этих элементов занимают ударная гласная и опорная согласная, как звуки, наиболее выдвигаемые произношением. Если, помимо того, сходство распространяется на окончание слова, получается то, что я называю «сочной» рифмой (в отличие от «глубокой»); если – на слоги, предшествующие ударному, то, что можно вообще назвать «глубокой» рифмой (обобщая это понятие). Притом сходные элементы могут быть расположены в словах даже в различном порядке, например прерываясь несходными звуками; примеры у Б. Пастернака: «чердак – чехарда», «сколько им – кокаин», «восток – свисток» и др. Следовательно, эта новая рифма не только освобождает поэтов от прежних требований (соблюдать сходство окончаний), но и налагает на поэтов новые требования (соблюдать тождество опорной согласной и искать сходство предыдущих звуков). Новая рифма – иная, нежели классическая, но ни в коем случае не «менее точная» и «не менее строгая»».
Таким образом, неклассическая рифма все-таки должна соблюдать три правила:
1. Слуховое совпадение ударных гласных.
2. Если за ударной гласной совпадающих звуков нет, то должны совпадать опорные согласные.
3. Независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше.
Проиллюстрируем это на примерах.
Если Пушкин усекал рифму только на И, то символисты и футуристы стали усекать согласные и даже гласные: глаза – назаД, плачу – охвачеННЫЙ (Есенин), папахи – попахиВАЯ (Маяковский).
Пытаясь модернизировать рифму они почти перестали заботиться о совпадении звуков, лежащих за ударной гласной: голоВу – голоМу, выпачкаВ – цыпочкаХ, остыЛ – ТолстыХ (Маяковский), звоночЕК – ночьЮ, садняТ – полисадниК (Пастернак). Рифма при этом не теряет своей звучности, т.к. вместо несовпадения последних звуков в словах совпадает множество других, в результате расхождение в послеударных звуках скрадывается: ГОЛОвУ – ГОЛОмУ, вЫПАЧКАв – цЫПОЧКАх., ПАРОль – ПОРОй, ГРОБА – миКРОБОм, вЫЛОМИл – перИЛАМИ, наРЯДЕ – ЯДЕР, ЖаРУ – ЖРУт, ЛАДИть – руЛАДЕ, ТЕБЕ – ТИБЕт, ПАПАхи – ПОПАхивая.
Из последнего примера
видно, что совпадение звуков и перед
ударным и после него позволяет ввести
лишний слог. Такие рифмы называются неравносложными.
Другие примеры из Маяковского: младенца –
денется, театра – гладиаторов.
С
тех пор как на поле
Первую
кровь войне отдали,
В чашу
земли сцедив по капле.
Зевы
зарев, оскальтесь нагло.
Бурши,
скачите верхом на Канте.
Нож в
зубы. Шашки наголо.
(Маяковский)
Как допетровское ядро,
Он
лугом пустится вприпрыжку
И
раскидает груду дров
Слетевшей на сторону крышкой.
(Пастернак)
Составные и разноударные рифмы
В составной рифме одно слово рифмуется с двумя. Пользовался этим приемом еще Пушкин, но скорее как исключением.
В год за три щелчка
тебе по лбу,
Есть же
мне давай вареную полбу.
Другие примеры: по калачу – поколочу, пах?-нет -- пахнет.
Усиленно составную рифму стали вводить футуристы:
Но затем взвела по насыпям тел она,
Чтоб
горестный сочил заплаканную гнусь;
Страшной тяжестью всего, что сделано
Без всяких «красиво», гнусь.
(Маяковский)
Из сел иди, из рощ иди
К
высокой лобной площади.
(Северянин)
Поэзия Маяковского вообще неотделима
от составных рифм: лбом бы – бомбы, мадьяр
усы – ярусы, нападали – на падали, растишь
ее – четверостишие, части – причастия.
При этом составные рифмы могут быть и
неравносложными: лжи
за ней – жизней, лира вам – вырвал, дребезги
– небе ни зги, прах о том – бархатом.
Если посмотреть на рифмы: рощ иди – площади, мадьяр усы – ярусы, лед щеки – летчики, то можно заметить, что в них ударения стоят на разных местах. В словосочетаниях, стоящих на первой позиции ударение падает на последнюю букву: идИ, усЫ, щекИ, а рифмующихся с ними словах – первую гласную. Такие рифмы называются разноударными или побочноударными. Такое название рифма получила за то, что метрическое ударение на последнем слоге скрадывается.
Разноударные рифмы бывают не только составные: кость – молодость. На них построено стихотворение С. Городецкого «Частушки».
Как пошли с гармоникой
–
Скуку в
землю затолкай.
Как
пошли по улице,
Солнце пляшет на лице,
Горюны
повесились,
Пуще
сердце веселись.
Приведем несколько примеров составных рифм из И. Бродского.
Я пишу эти строки, стремясь рукой,
их выводящей почти вслепую,
на
секунду опередить «на кой».
……….
Я пишу из Империи, чьи края
опускаются под воду. Снявши пробу с
двух океанов и континентов, я
чувствую то же, почти, что глобус.
То есть,
дальше некуда. Дальше ряд
звезд. И они горят.
……….
Одиночество учит сути вещей, ибо суть
их то же
одиночество. Кожа спины благодарна коже
спинки
кресла за чувство прохлады. Вдали рука на
подлокотнике деревенеет. Дубовый лоск
покрывает костяшки суставов. Мозг
бьется, как льдинка о край стакана.
И очень интересный пример из того же Бродского, когда рифма отсутствует вообще и, тем не менее, это тоже стихи.
…Какой-то грязный
остров,
кусты,
постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни… Милый Телемак,
все
острова похожи друг на друга,
когда
так долго странствуешь, и мозг
уже
сбивается, считая волны,
глаз,
засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
Чередование
рифм
В поэзии наибольшее распространение получили перекрестная рифмовка, когда первая строчка рифмуется с третьей и вторая с четвертой и замкнутая – первая строка рифмуется с четвертой и вторая с третьей.
Смотри, как облаком живым
Фонтан
сияющий клубится,
Как
пламенеет, как дробится
Его на
солнце влажный дым.
Лучом
поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной
И снова
пылью одноцветной
(Тютчев)
Однако встречается и более сложная рифмовка строк. Они могут рифмоваться парами, тройками.
Красный огонь,
расступись, расступись,
Красный
огонь, взвейся в темную высь,
Красный огонь, расступись, расступись.
Лживую
куклу пронзаю иглой,
Лживую
куклу в цепи золотой.
(Брюсов)
Беспредельна даль поляны,
Реет,
веет стяг румяный,
Дионисом осиянный.
И взывает древле дико
Яркость солнечного лика,
Ярость
пламенного крика.
(Городецкий)
Строка в стихотворении называется ритмической фразой. Несколько ритмических фраз, составляющих нечто музыкально-законченное, называются строфой. Строфа может быть двухстишием, трехстишием. Самый распространенный вариант – четырехстишие. Но встречаются и более сложные конструкции.
Пятистишие.
Где-то за темной далью
Грозно
зыблемой воды
Берег
вечного веселья,
Незнакомые с печалью
Гесперидовы сады.
Жизнь отдай во власть теченья,
И оно
прибьет твой челн
Там,
где словно ожерелья
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн.
(Брюсов)
Под сердцем травы тяжелеют росинки,
Ребенок идет босиком по тропинке,
Несет
землянику в открытой корзинке,
А я на
него из окошка смотрю,
Как
будто в корзинке несет он зарю.
Когда бы ко мне побежала тропинка,
Когда
бы в руке закачалась корзинка,
Не стал
бы глядеть я на дом под горой,
Не стал
бы завидовать доле другой,
Не стал
бы совсем возвращаться домой.
(А. Тарковский)
Шестистишие.
Однажды в октябрьском тумане
Я брел,
вспоминая напев.
(О, миг непродажных лобзаний,
О,
ласки некупленных дев!)
И вот в
непроглядном тумане
Возник
позабытый напев.
И стала мне молодость сниться,
И ты,
как живая и ты…
И стал
я мечтой уноситься
От
ветра, дождей, темноты…
(Так ранняя молодость снится,
А ты-то
вернешься ли ты?)
(А. Блок)
Жутко мне от внешней радости,
От
воздушной этой сладости,
И от
звона, и от грома
Ледолома
На реке
Сердце
бьется налегке.
Сердце девичье узывчиво,
Солнце
внешнее улыбчиво
Ржа
парного чернозема
И знакома
И страшна –
Пала на
душу весна.
(С. Городецкий)
Пыль садится на вещи летом, как снег
зимой.
В этом
– заслуга поверхности, плоскости. В ней
самой
есть эта тяга вверх: к пыли и к снегу. Или
просто
к небытию. И, сродни строке,
«не забывай меня» шепчет пыль руке
с тряпкой, и мокрая тряпка вбирает шепот
пыли.
(И. Бродский)
…К подержанным вещам,
имеющим царапины и пятна,
у времени чуть больше, вероятно,
доверия, чем к свежим овощам.
Смерть,
скрипнув дверью, станет на паркете
В
посадском, молью траченном жакете.
(И. Бродский)
Напомним, что «Евгений Онегин» написан четырнадцатистишиями. Часто встречаются в творчестве Пушкина и октавы, триолеты, терцины, сонеты.
Например, в октавах Пушкин рифмовал первую строчку с третьей и пятой, вторая с четвертой и шестой, а седьмая с восьмой.
У нас война. Красавцы молодые,
Все
хрипуны (но хрип ваш приумолк),
Сломали-ль вы походы боевые?
Видали-ль в Персии ширванский полк?
Уж люди
– мелочь, старички кривые,
А
в деле всяк из них, что в стаде волк.
Все с
ревом так и лезут в бой кровавый:
Ширванский полк могу сравнить с октавой.
Встречаются очень сложные рифмовки. Например, Блок рифмовал первую строку с пятой, вторую с шестой и т.п.
Под ветром холодные плечи
Твои
обнимать так отрадно,
Ты
думаешь – нежная ласка,
Я знаю
– восторг мятежа.
И теплятся очи, как свечи
Ночные,
и слушаю жадно,
Шевелится страшная сказка
И
звездная дышит межа.
Брюсовское «Приветствие» написано восьмистишиями.
Поблек предрассветный
румянец,
На
нитях серебряно-тонких
Жемчужные звезды повисли,
Внизу
– ожерелье огней,
И
пляшут вечерние мысли
Размерно-радостный танец
Среди еле слышных и звонких
Напевов встающих теней.
Полмира под таинством ночи
Вдыхает стихийные чары
И
слушает те же напевы
Во
храме разверстых небес.
Дрожат обессилевши девы,
Целуют
их юноши в очи,
И мучат
безумных кошмары
Стремительным вихрем чудес.
Следует, правда, учесть, что сложные рифмовки создают очень жесткий каркас стихотворения, который у начинающего поэта часто погребает под собой смысл написанного.
ЗАДАНИЕ № 1.
Напишите, что такое сонет. Каким образом рифмуются строчки в сонете. Что такое венок сонетов, магистрал.
ЗАДАНИЕ № 2.
Подберите классические, неклассические,
составные рифмы к словам: окунь, дерево,
память.
ЗАДАНИЕ № 3.
Напишите стихотворение состоящее из четырехстиший, в котором первая и третья строчки написаны четырехстопным амфибрахием, а вторая и четвертая – трехстопным амфибрахием с усеченным безударным слогом в конце.
ЗАДАНИЕ № 4.
Напишите хотя бы одну строфу в виде четырехстишия, в которой мужская рифма чередуется с женской.
ЗАДАНИЕ № 5.
Напишите хотя бы одну строфу в виде пятистишия или шестистишия.