Лекция
№ 2
Выбор
и сочетание
слов
Состав
языка. Приемы
непосредственного
воздействия.
Состав
языка
Эта лекция посвящена формальному строению русского языка. Не всегда эти знания применимы на практике, но считаю, что иметь представление о рассматриваемых предметах все-таки необходимо.
Синонимы
Чтобы передать свои чувства другим необходимо, во-первых, подобрать такие слова, которые наиболее точно и наглядно отражали их, а, во-вторых, расположить их в правильном порядке.
Почему это необходимо? Ведь можем же мы, эмоционально рассказывая о какой-либо трагедии, вызвать сопереживание у своих слушателей. Однако уберем из этого рассказа мимику, жесты, понижение или повышение голоса, страстность, смех, слезы и записанный буквально слово в слово рассказ не будет производить первоначального впечатления. Вот почему в литературном тексте необходимо тщательно подбирать и расставлять слова, чтобы в голове их читающего вызвать хотя бы дальний отголосок первоначально закладываемых эмоций.
Однако, для обозначения одного и того же действия возможно существование нескольких слов.
Чувство холода можно просто передать словом холодно, а можно и словами Ц мерзну, коченею, леденею, замерзаю, знобит, зябну и т.д. И все эти слова будут содержать различные оттенки одного и того же понятия.
Синонимы Ц как раз и есть слова, обозначающие различные оттенки одного понятия.
Чем больше запас синонимов, тем более богаче речь пишущего, а значит и есть больше возможностей вызвать лновое чувство, а в нем и новую мысль╗.
В качестве примера приведем отрывок из Глеба Успенского (надеюсь еще кто-то помнит школьную программу по литературе).
лЯ недолго думая, как тряхнул, да как почал лудить, да как почал вклеивать, да как почал конопатить, наставлять, да пристукивать, приколачивать, да замасливать, - как почал раздавать лещей, судаков и осетров, кому в нос, кому в лоб, кому в разные местаЕ словом сказать, расшвырял я нечистую силу.╗
Неологизмы
Неологизмами называются новые появившиеся в литературе слова.
Вообще, вероятно, одним из высших достижений литератора будет принятие языком его неологизмов.
Интересен возрастной аспект этого понятия. Обычно с 3 до 5 лет этим грешат многие дети (См. например К. Чуковского).
В более зрелом возрасте изобретать неологизмы становится существенно труднее.
Легче всего для обозначения нового понятия соединить каких-нибудь два старых слова. Таким образом, в свое время появились паро-воз, паро-ход, само-кат.
Неологизмы могут возникать и при внесении новых понятий в старое содержание.
Например, слово буржуйка на революционном жаргоне первоначально обозначало особу женского рода, принадлежащую к этому сословию. А затем спокойно стало обозначать печку.
Самокатом первоначально назывался велосипед. А самолет обозначал легкомысленного человека.
Неологизмами баловались практически все писатели и поэты. Например, Пушкин ввел слово временщик, Достоевский Ц стушевался и т.д. Но всех, конечно, перещеголяли футуристы. Однако, далеко не все их слова прижились.
В сборнике лПощечина общественному вкусу╗ Велемир Хлебников в своем лОбразчике словоновшеств в языке╗ предлагал следующие неологизмы к слову авиатор.
Летатель, полетчик, летун (лЛетун отпущен на свободуЕ╗), летай, лтец, летавица, леточи (для пассажиров). Однако прижилось совсем другое слово Ц летчик.
Варваризмы
Это уже слова, заимствованные из других языков. Зачем они, ежели у нас есть наш родимый великий и могучий?
Ну, во-первых, как поговаривал Александр Сергеевич:
Но Ц
панталоны,
фрак, жилет, -
Всех
этих слов по-русски
нет.
Т.е. язык решил, что легче позаимствовать, чем изобретать. Поэтому мы и говорим радио, телефон и т.п.
Хотя, справедливости ради, следует сказать, что в недрах общества регулярно возникали движения за лочищение╗ русского языка от варваризмов.
Современник Пушкина Шишков прелагал вместо лкалош╗ говорить лмокроступы╗, тротуара Ц ходырня, кия Ц шаропех и т.п. Но, увы, не прижилось.
Несколько таких лочистительных╗ войн было и при советской власти. Вспомним незабвенные труды В.И. Ленина, а также лвеликого кормчего╗.
Но часто мы пользуемся варваризмами, даже не замечая этого.
Например, русский язык позаимствовал из:
иранских языков: соха, пенька, курган, болван, собака, хата, амбар, базар, алмаз, чемодан, шаровары;
татарского: кушак, башмак, чулок, кабан, аршин, буран, коза, лапша, очаг;
турецкого: бисер, коврига, лошадь, товар, каланча, камыш, балбес, башка, кочан, стакан, телега, утюг;
германских: блюдо, буква, верблюд, художник, шлем, чужой.
Не говоря уже об экспрессивной фразеологии (мате), которая сплошь и рядом состоит из татарских, еврейских, монгольских, польских и даже английских слов.
Зощенко часто использовал неправильное толкование варваризмов для создания комических эффектов.
лА хозяин держится индифферентно Ц перед рожей руками крутит╗ (лАристократка╗).
Фирменный стиль Лескова - исковерканные варваризмы. Буреметры (барометры) морские, нимфозории (инфузории), мелкостоп (микроскоп) и т.п.
Но больше всех, наверное, преуспел в варваризмах Игорь Северянин.
лВ будуаре накрашенной, нарумяненной НеллиЕ
Он читает ей Шницлера, посвящает в коктеблиЕ
Кто идет? Какой пикантный шаг!╗
Провинциализмы
Это наречия, диалекты, говоры, вводимые в литературный язык. Сюда же относятся и жаргонные слова.
Естественно, что провинциализмы используются для более яркой характеристики какого-либо героя.
Мэтром в этой области несомненно был Бабель.
лКажные сутки я ложусь отдыхать не евши и безо всякой одежи, так что дюже холодно. Напишите мне письмо за моего Степу, живой он или нет, просю вас, досматривайте до него и напишите мне за него Ц засекается он еще или перестал.╗ (лПисьмо╗).
Приемы
непосредственного
воздействия
Шаблоны
В этой части поговорим о том, чего надо всеми силами избегать.
Итак, нам надо передать с помощью слов чувства или эмоции. К сожалению, слова большей частью содержат информацию об объекте, но не сопровождают это эмоциями.
Хотя и не всегда. Некоторый эмоциональный оттенок, например, имеют уменьшительные, ласкательные значения слов Ц вишенька, миленький, худенький и т.п.
Помнится целое направление поэзии под названием сентиментализм пыталось оперировать только эмоциональными словами.
Яркий пример это направления:
Стонет
сизый
голубочек,
Стонет
он и день и
ночь,
Миленький
его дружочек
Улетел
надолго
прочь.
и т.д. (И.И.
Дмитриев)
Но слишком уж много в этом слащавости.
С другой стороны, есть слова, которые эмоционального оттенка не содержат, но обладают некоторой картинностью, т.е. наглядно показывают предмет или действие: шипит, крутится, вломился, гудит. Увы, таких слов не слишком много. (Большинство же носит просто информационный характер: река, лес, пруд, трава, листва и т.п.). Но оказывается есть еще одна опасность. Частое употребление картинных слов истирает их восприятие практически до нуля. И они превращаются в шаблоны, штампы, трафареты. В этом, наверное, виноват какой-то наш ген, который переносит повторения только до определенного предела.
Разговорная речь сплошь и рядом состоит из шаблонов: лночь наступает╗, лдень прошел╗, лсветло, как днем╗ и пр. Именно поэтому запись обыденной речи вряд ли на нас воздействует эмоционально.
И вот здесь-то появляется широкое поле деятельности для писателя. Чтобы эмоционально достучаться до читателя надо уметь разрушать шаблоны и штампы.
Пример из классики. О невкусном чае говорят лиз веника сделанный╗, лвеником пахнет╗. А вот Зощенко следующим образом разрушил штамп:
лЕДа и вообще чаишко неважный, надо сказать, - шваброй малость отзывает, когда нюхаешь.╗
Гораздо больше примеров можно привести из поэзии, но это оставим нашим студентам.
Повторения
и умолчания
В этом разделе также можно говорить о том чего надо избегать и о том, к чему надо стремиться.
Повторение одной и той же мысли одинаковыми словами, корнями слов или целыми предложениями называется тавтологией. Ее в слишком прямолинейной форме типа лзелень зеленая╗, лмасло масляное╗, лсоль соленая╗, надо стараться избегать.
А вот развитие одной и той же мысли разными словами, называемое амплификацией, приветствуется. лЗелень молодая╗, лмасло жирное╗, лсоль горькая╗.
Повторение синонимов (и даже целых фраз) в нарастающем порядке называется градацией.
Приведем примеры соединения этих двух приемов.
В стихотворении Б. Пастернака:
Она со мной!
Наигрывай,
Лей,
смейся,
сумрак рви,
Топи,
теки
эпиграфом
К
такой как ты,
любви.
Снуй
шелкопрядом
тутовым
И
бейся об окно.
Окутывай,
опутывай,
Еще не
всклянь
темно.
И в прозе Б.Пильняка:
лПо морям и океанам, под Южным Крестом и Полярной звездой, в тропиках и у вечных льдов Ц идут корабли. По морям и океанам Ц идут бури, ночи, дни, месяцы, годы. Море же Ц это две чаши одна над другой: чаша неба и чаша воды, да с неделю от берега и за неделю до него Ц чайки и точкою в небе Ц кондор. И на кубрике, у кормы на кораблях, живут возчики кораблей Ц матросы.╗
Е.
Теперь поговорим об умолчаниях Ц эллипсисах.
В художественную речь этот прием вводится для ускорения описываемого события, а значит придания ему большей экспрессии.
Блеснула
шашка. Раз и
дваЕ
И
покатилась
голова.
(М.Ю.Лермонтов).
Чтобы было понятно в чем суть умолчания можно привести более развернутый вариант. Шашка блеснула на солнце, взметнулась, опустилась, коснулась шеи, врезалась в нее и т.д. Голова качнулась, отделилась от туловища, рухнула вниз, покатилась и т.п.
Другой классический пример Ц пушкинская лПолтава╗.
Пример речи Марии:
ЕЧто
со мною?
ОтецЕ
МазепаЕ
КазньЕ С
мольбою
Здесь
в этом замке,
мать мояЕ
Нет,
иль ума
лишилась я,
Иль
это грезыЕ
Главное не переборщить с умолчаниями и лне выплеснуть вместе с водою младенца╗.
Обращение,
восклицание,
вопрос.
Антитеза и
эпитет
Первую тему начнем с риторики. Риторические обращение применяется тогда, когда хотят обратить внимание на какой-либо предмет или явление.
лО, Рим! О, гордая держава!╗
(А.С. Пушкин).
Но чаще встречаются риторические вопросы на которые либо не ожидается ответа, либо ответ дается самим автором. Цель их все та же Ц обратить внимание или выделить.
лОб чем думает такой папаша? Он думает об выпить хорошую стопку водки, об дать кому-нибудь по морде, об своих конях Ц и ничего больше. (Бабель).
Так вот
судьба твоих
сынов,
О, Рим!
О, гордая
держава!
- Певец любви,
певец богов,
Скажи
мне: что такое
слава?
Могильный
гул,
хвалебный
глас,
Из
рода в роды
звук бегущий,
Или
под сенью
дымной кущи
Цыгана
дикого
рассказ?
Если читать произведения, имеющие риторические приемы, то неизбежно они будут выделяться голосом. Риторические приемы достаточно сильное и, в общем-то, насильственное действие, поэтому, как и во всем, здесь нужно хорошее чувство меры.
Сопоставление двух противоположных предметов (мыслей, чувств) называется антитезой (притивоположением).
Яркий пример антитезы Ц фрагмент лермонтовского лДемона╗:
Клянусь я
первым днем
творенья,
Клянусь его
последним
днем,
Клянусь
позором
преступленья
И
вечной
правды
торжеством.
Пример из Пушкина:
Я только
издали, с
благоговеньем
Смотрю на
вас, когда,
склонившись
тихо,
Вы кудри
черные на мрамор
бледный
РассыплетеЕ
Если посмотреть на стихотворение Пушкина, то можно кроме антитезы заметить еще один прием Ц выпуклый показ сопоставимых предметов через определение характерных их признаков.
Эти добавляемые к названию предмета слова, ярко его характеризующие или наиболее ярко его показывающие, называются эпитетами. Не путать их с определениями. Определения обычно указывают на какой-либо общий признак Ц дом каменный или деревянный Ц присущий множеству объектов. Эпитеты выделяют объект из множества.
Эпитетами могут выступать не только прилагательные, но и существительные Ц лночь-волшебница╗. Наречия:
Из-под
куста мне
ландыш
серебристый
Приветливо
кивает
головой. (М.Ю.
Лермонтов)
Деепричастия:
Волны катятся гремя и сверкая. (Ф. Тютчев).
Хотя есть и исключения, когда простые определения можно приравнять к эпитетам:
Черный вечер, белый снег (А. Блок).
А вот в следующих эпитетах:
В пустыне чахлой и скупойЕ
Когда в
листве сырой
и ржавой
Рябины
заалеет
гроздьЕ
слова имеют не прямой, а переносный смысл. Такие слова с переносным значением, слова иносказательные носят общее название - тропы.
Домашнее
задание.
ЗАДАНИЕ
№ 1.
Попробуйте заменить выделенные определения на эпитеты:
Посмотри Ц в тени чинары пену красных вин на широкие шальвары смуглый льет грузин. И склонясь в дыму кальяна, на плохой диван, у холодного фонтана дремлет Тегеран.
ЗАДАНИЕ № 2
Попробуйте подобрать эпитеты:
А) Стояли
холода и шел лТристан╗.
Б)
В оркестре
пело ЕЕ. море,
В) Е.
край за паром
голубым,
Г)
остановившееся
Е.. сердце.
ЗАДАНИЕ № 3
Примените повторение и усиление:
лЭй, гармоника! Жги, визжи, пой!╗.