Лекция № 2
Выбор и сочетание слов

Состав языка. Приемы непосредственного воздействия.

Состав языка

            Эта лекция посвящена формальному строению русского языка. Не всегда эти знания применимы на практике, но считаю, что иметь представление о рассматриваемых предметах все-таки необходимо.

Синонимы

            Чтобы передать свои чувства другим необходимо, во-первых, подобрать такие слова, которые наиболее точно и наглядно отражали их, а, во-вторых, расположить их в правильном порядке.

            Почему это необходимо? Ведь можем же мы, эмоционально рассказывая о какой-либо трагедии, вызвать сопереживание у своих слушателей.  Однако уберем из этого рассказа мимику, жесты, понижение или повышение голоса, страстность, смех, слезы и записанный буквально слово в слово рассказ не будет производить первоначального впечатления. Вот почему в литературном тексте необходимо тщательно подбирать и расставлять слова, чтобы в голове их читающего вызвать хотя бы дальний отголосок первоначально закладываемых эмоций.

             Однако, для обозначения одного и того же действия возможно существование нескольких слов.

            Чувство холода можно просто передать словом холодно,  а можно и словами Ц мерзну, коченею, леденею, замерзаю, знобит, зябну и т.д. И все эти слова будут содержать различные оттенки одного и того же понятия.

            Синонимы Ц как раз и есть слова, обозначающие различные оттенки одного понятия.

            Чем больше запас синонимов, тем более богаче речь пишущего, а значит и есть больше возможностей вызвать лновое чувство, а в нем и новую мысль╗.

            В качестве примера приведем отрывок из Глеба Успенского (надеюсь еще кто-то помнит школьную программу по литературе).

            лЯ недолго думая, как тряхнул, да как почал лудить, да как почал вклеивать, да как почал конопатить, наставлять, да пристукивать, приколачивать, да замасливать, - как почал раздавать лещей, судаков и осетров, кому в нос, кому в лоб, кому в разные местаЕ словом сказать, расшвырял я нечистую силу.╗

Неологизмы

            Неологизмами называются новые появившиеся в литературе слова.

            Вообще, вероятно, одним из высших достижений литератора будет принятие языком его неологизмов.

            Интересен возрастной аспект этого понятия. Обычно с 3 до 5 лет этим грешат многие дети (См. например К. Чуковского).

            В более зрелом возрасте изобретать неологизмы становится существенно труднее.

            Легче всего для обозначения нового понятия соединить каких-нибудь два старых слова. Таким образом, в свое время появились паро-воз, паро-ход, само-кат.

            Неологизмы могут возникать и при внесении новых понятий в старое содержание.

            Например, слово  буржуйка на революционном жаргоне первоначально обозначало особу женского рода, принадлежащую к этому сословию. А затем спокойно стало обозначать печку.

            Самокатом первоначально назывался велосипед. А самолет обозначал легкомысленного человека.

            Неологизмами баловались практически все писатели и поэты. Например, Пушкин ввел слово временщик, Достоевский Ц стушевался и т.д. Но всех, конечно, перещеголяли футуристы. Однако, далеко не все их слова прижились.

            В сборнике лПощечина общественному вкусу╗ Велемир Хлебников в своем лОбразчике словоновшеств в языке╗ предлагал следующие неологизмы к слову авиатор.

            Летатель, полетчик, летун (лЛетун отпущен на свободуЕ╗), летай, лтец, летавица, леточи (для пассажиров).  Однако прижилось совсем другое слово Ц летчик.

Варваризмы

            Это уже слова, заимствованные из других языков. Зачем они, ежели у нас есть наш родимый  великий и могучий?

            Ну, во-первых, как поговаривал Александр Сергеевич:

            Но Ц панталоны, фрак, жилет, -
            Всех этих слов по-русски нет.

            Т.е. язык решил, что легче позаимствовать, чем изобретать. Поэтому мы и говорим радио, телефон и т.п.

            Хотя, справедливости ради, следует сказать, что в недрах общества регулярно возникали движения за лочищение╗ русского языка от варваризмов.

            Современник Пушкина Шишков прелагал вместо лкалош╗ говорить лмокроступы╗,  тротуара Ц ходырня, кия Ц шаропех и т.п. Но, увы, не прижилось.

            Несколько таких лочистительных╗ войн было и при советской власти. Вспомним незабвенные труды В.И. Ленина, а также лвеликого кормчего╗.

            Но часто мы пользуемся варваризмами, даже не замечая этого.

            Например, русский язык позаимствовал из:

            иранских языков:  соха, пенька, курган, болван, собака, хата, амбар, базар, алмаз, чемодан, шаровары;

            татарского: кушак, башмак, чулок, кабан, аршин, буран, коза, лапша, очаг;

            турецкого: бисер, коврига, лошадь, товар, каланча, камыш, балбес, башка, кочан, стакан, телега, утюг;

            германских: блюдо, буква, верблюд, художник, шлем, чужой.

            Не говоря уже об экспрессивной фразеологии (мате), которая сплошь и рядом состоит из татарских, еврейских, монгольских, польских и даже английских слов.

            Зощенко часто использовал неправильное толкование варваризмов для создания комических эффектов.

            лА хозяин держится индифферентно Ц перед рожей руками крутит╗ (лАристократка╗).

            Фирменный стиль Лескова - исковерканные варваризмы. Буреметры (барометры) морские, нимфозории (инфузории), мелкостоп (микроскоп) и т.п.

            Но больше всех, наверное, преуспел в варваризмах Игорь Северянин.

            лВ будуаре накрашенной, нарумяненной НеллиЕ

            Он читает ей Шницлера, посвящает в коктеблиЕ

             Кто идет? Какой пикантный шаг!╗

 Провинциализмы

            Это наречия, диалекты, говоры, вводимые в литературный язык. Сюда же относятся и жаргонные слова.

            Естественно, что провинциализмы используются для более яркой характеристики какого-либо героя.

            Мэтром в этой области несомненно был Бабель.

            лКажные сутки я ложусь отдыхать не евши и безо всякой одежи, так что дюже холодно. Напишите мне письмо за моего Степу, живой он или нет, просю вас, досматривайте до него и напишите мне за него Ц засекается он еще или перестал.╗ (лПисьмо╗).

Приемы непосредственного воздействия

Шаблоны

            В этой части поговорим о том, чего надо всеми силами избегать.

            Итак, нам надо передать с помощью слов чувства или эмоции. К сожалению, слова большей частью содержат информацию об объекте, но не сопровождают это эмоциями.

            Хотя и не всегда. Некоторый эмоциональный оттенок, например, имеют уменьшительные, ласкательные значения слов Ц вишенька, миленький, худенький и т.п.

            Помнится целое направление поэзии под названием сентиментализм пыталось оперировать только эмоциональными словами.

            Яркий пример это направления:

            Стонет сизый голубочек,
            Стонет он и день и ночь,
            Миленький его дружочек
            Улетел надолго прочь.
   
                                           и т.д.  (И.И. Дмитриев)

            Но слишком уж много в этом слащавости.

            С другой стороны, есть слова, которые эмоционального оттенка не содержат, но обладают некоторой картинностью, т.е. наглядно показывают предмет или действие: шипит, крутится, вломился, гудит.  Увы, таких слов не слишком много. (Большинство же носит просто информационный характер: река, лес, пруд, трава, листва и т.п.). Но оказывается есть еще одна опасность. Частое употребление картинных слов истирает их восприятие практически до нуля. И они превращаются в шаблоны, штампы, трафареты. В этом, наверное, виноват какой-то наш ген, который переносит повторения только до определенного предела.

            Разговорная речь сплошь и рядом состоит из шаблонов: лночь наступает╗, лдень прошел╗, лсветло, как днем╗ и пр. Именно поэтому запись обыденной речи вряд ли на нас воздействует эмоционально.

            И вот здесь-то появляется широкое поле деятельности для писателя. Чтобы эмоционально достучаться до читателя надо уметь разрушать шаблоны и штампы.

            Пример из классики. О невкусном чае говорят лиз веника сделанный╗, лвеником пахнет╗. А вот Зощенко следующим образом разрушил штамп:

           лЕДа  и вообще чаишко неважный, надо сказать, - шваброй малость отзывает, когда нюхаешь.╗

             Гораздо больше примеров можно привести из поэзии, но это оставим нашим студентам.

Повторения и умолчания 

            В этом разделе также можно говорить о том чего надо избегать и о том, к чему надо стремиться.

            Повторение одной и той же мысли одинаковыми словами, корнями слов или целыми предложениями называется  тавтологией. Ее в слишком прямолинейной форме типа лзелень зеленая╗, лмасло масляное╗, лсоль соленая╗, надо стараться избегать.

            А вот развитие одной и той же мысли разными словами, называемое амплификацией, приветствуется. лЗелень молодая╗, лмасло жирное╗, лсоль горькая╗.

            Повторение синонимов (и даже целых фраз) в нарастающем порядке называется градацией.

            Приведем примеры соединения этих двух приемов.

            В стихотворении Б. Пастернака:

            Она со мной! Наигрывай,
           
Лей, смейся, сумрак рви,
            Топи, теки эпиграфом
            К такой как ты, любви.
            Снуй шелкопрядом тутовым
            И бейся об окно.
            Окутывай, опутывай,
            Еще не всклянь темно.

            И в прозе Б.Пильняка:

            лПо морям и океанам, под Южным Крестом и Полярной звездой, в тропиках и у вечных льдов Ц идут корабли. По морям и океанам Ц идут бури, ночи, дни, месяцы, годы. Море же Ц это две чаши одна над другой: чаша неба и чаша воды, да с неделю от берега и за неделю до него Ц чайки и точкою в небе Ц кондор. И на кубрике, у кормы на кораблях, живут возчики кораблей Ц матросы.╗

Е.

            Теперь поговорим об умолчаниях Ц эллипсисах.

            В художественную речь этот прием вводится для ускорения описываемого события, а значит придания ему большей экспрессии.

            Блеснула шашка. Раз и дваЕ
            И покатилась голова.

                        (М.Ю.Лермонтов).

            Чтобы было понятно в чем суть умолчания можно привести более развернутый вариант. Шашка блеснула на солнце, взметнулась, опустилась, коснулась шеи, врезалась в нее и т.д. Голова качнулась, отделилась от туловища, рухнула вниз, покатилась и т.п.

            Другой классический пример Ц пушкинская лПолтава╗.

            Пример речи Марии:

            ЕЧто со мною?
            ОтецЕ МазепаЕ КазньЕ С мольбою
            Здесь в этом замке, мать мояЕ
            Нет, иль ума лишилась я,
            Иль это грезыЕ

            Главное не переборщить с умолчаниями и лне выплеснуть вместе с водою младенца╗.

 Обращение, восклицание, вопрос. Антитеза и эпитет

            Первую тему начнем с риторики. Риторические обращение применяется тогда, когда хотят обратить внимание на какой-либо предмет или явление.

            лО, Рим! О, гордая держава!╗

                        (А.С. Пушкин).

            Но чаще встречаются риторические вопросы на которые либо не ожидается ответа, либо ответ дается самим автором. Цель их все та же Ц обратить внимание или выделить.

            лОб чем думает такой папаша? Он думает об выпить хорошую стопку водки, об дать кому-нибудь по морде, об своих конях Ц и ничего больше. (Бабель).

            Так вот судьба твоих сынов,
            О, Рим! О, гордая держава!
            - Певец любви, певец богов,
            Скажи мне: что такое слава?
            Могильный гул, хвалебный глас,
            Из рода в роды звук бегущий,
            Или под сенью дымной кущи
            Цыгана дикого рассказ?

            Если читать произведения, имеющие риторические приемы, то неизбежно они будут выделяться голосом. Риторические приемы достаточно сильное и, в общем-то, насильственное действие, поэтому, как и во всем, здесь нужно хорошее чувство меры.

            Сопоставление двух противоположных предметов (мыслей, чувств) называется антитезой (притивоположением).

            Яркий пример антитезы Ц фрагмент лермонтовского лДемона╗:

            Клянусь я первым днем творенья,
            Клянусь его последним днем,
            Клянусь позором преступленья
            И вечной правды торжеством.

            Пример из Пушкина:

            Я только издали, с благоговеньем
            Смотрю на вас, когда, склонившись тихо,
            Вы кудри черные на мрамор бледный

            РассыплетеЕ

            Если посмотреть на стихотворение Пушкина, то можно кроме антитезы заметить еще один прием Ц выпуклый показ сопоставимых предметов через определение характерных их признаков.

            Эти добавляемые к названию предмета слова, ярко его характеризующие или наиболее ярко его показывающие, называются эпитетами. Не путать их с определениями. Определения обычно указывают на какой-либо общий признак Ц дом каменный или деревянный Ц присущий множеству объектов. Эпитеты выделяют объект из множества.

            Эпитетами могут выступать не только прилагательные, но и существительные Ц лночь-волшебница╗. Наречия:

            Из-под куста мне ландыш серебристый
            Приветливо
кивает головой. (М.Ю. Лермонтов)

            Деепричастия:

            Волны катятся гремя и сверкая. (Ф. Тютчев).

            Хотя есть и исключения, когда простые определения можно приравнять к эпитетам:

            Черный вечер, белый снег (А. Блок).

             А вот в следующих эпитетах:

             В пустыне чахлой и скупойЕ

             Когда в листве сырой и ржавой
             Рябины заалеет гроздьЕ

слова имеют не прямой, а переносный смысл. Такие слова с переносным значением, слова иносказательные носят общее название - тропы.

               

Домашнее задание.

 ЗАДАНИЕ № 1.

            Попробуйте заменить выделенные определения на эпитеты:

            Посмотри Ц в тени чинары пену красных вин на широкие шальвары смуглый льет грузин. И склонясь в дыму кальяна, на плохой диван, у холодного фонтана дремлет Тегеран.

ЗАДАНИЕ № 2

            Попробуйте подобрать эпитеты:

            А) Стояли холода и шел лТристан╗.     
           
Б) В оркестре пело ЕЕ. море,
            В) Е. край за паром голубым,
            Г) остановившееся Е.. сердце.

ЗАДАНИЕ № 3

             Примените повторение и усиление:

            лЭй, гармоника! Жги, визжи, пой!╗.

                 

Курс Словесной визуализации
Университет Магии

Hosted by uCoz