Лекция
№ 4
Стихосложение.
Метрика.
Ритм
и метр. Размеры. Стопы. Неполные стопы. Пеоны.
Ритм и метр
Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Музыкальность стиха возникает из ощущения звука, т.е. при произношении их вслух. Люди, обладающие музыкальным слухом, могут писать стихи не зная никакой теории – на слух. Говорят, так писал Некрасов.
Большинство начинающих поэтов также начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее стихов. Но это может поставить естественный предел развития поэта, оставив его в пределах ранее услышанной музыки. Ценится же, как и во всяком другом искусстве, свой голос, создание нового стиля.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом прежде всего следует понимать овладение азами метрики и рифм.
... Ремесло
Поставил я подножием
искусству;
Я сделался ремесленник:
перстам
Придал послушную, сухую
беглость
И верность уху. Звуки
умертвив,
Музыку я разъял, как
труп. Проверил
Я алгеброй гармонии.
И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Весь вопрос оказался во второй составляющей – вдохновении.
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-ною
МЧИ-тесь вы БУД-то как Я же изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает ритм стихотворения. А стихосложение, основанное на принципе этого чередования, называется тоническим.
Мерой стихотворной речи является метр, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
Но ритм и метр это не одно и тоже.
Посмотрим на стихотворение «Бесы» Пушкина.
Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий,
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.
- - / - - - /
- - /
-/ - /
-
/ - / - / - /
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.
/ - / - / - /
/ - / - / - / -
/
- / - / - /
Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.
- - / - - - / / - / - / - /
- - / -/ - / - / - / - / - / -
/ - / - / - / / - / - / - /
Более того, если прочитать те же «Бесы» в метрическом ритме на счет РАЗ-два, то получим ужасающую, монотонную картину.
Двухсложные: Хорей: / -
Ямб: - /
Трехсложные: Дактиль: / - -
Анапест: - - /
Амфибрахий: - / -
Музыка ямба бодрая и очень гибкая. Его очень любили Пушкин и Лермонтов.
вра-ГА-по-ЧУ-ял-ОН-и-ВОЙ
про-ТЯЖ-ный-ЖА-лоб-НЫЙ-как-СТОН
раз-ДАЛ-ся ВДРУГ… и-НА-чал-ОН
сер-ДИ-то-ЛА-пой-РЫТЬ-пе-СОК
встал-НА-ды-БЫ, по-ТОМ-при-ЛЕГ
и-ПЕР-вый-БЕ-ше-НЫЙ-ска-ЧОК
мне-СТРАШ-ной-ГИ-бель-Ю-гро-ЗИЛ,
но-Я-е-ГО-пре-ДУП-ре-ДИЛ.
(Лермонтов, «Мцыри»)
Дактиль – очень минорный метр и как и хорей относится к падающим размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает.
ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки…
Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на средний слог (до-РО-га, са-ПОЖ-ник). Его музыка отличается плавностью, либо легким качанием.
По-СИ-ним вол-НАМ-о ке-Ана
Лишь-ЗВЕЗ-ды блес-НУТ в не бе-САХ,
Ко-РАБЛЬ-о ди-НО-кий не-СЕТ-ся,
Не-СЕТ-ся на-ВСЕХ-па ру-САХ.
(М.Лермонтов)
С окрестных гор уже
снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
- / - / - - - / -
- / - / - / - /
- / - / - - - / -
- - - / - - -/
Явно не прослеживается однообразия.
Попробуем применить к стихотворению хореический ритм.
Явно метрические ударения не совпадают с логическими.
Попробуем анапест:
Опять несовпадение.
Явное несоответствие, также как и дактилю.
Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла.
го-НИ мы-ВЕШ ни-МИ лу-ЧА-ми - / - / - / - / -
с ок-РЕСТ ных-ГОР у-ЖЕ сне-ГА - / - / - / - /
сбе-ЖА ли-МУТ ны-МИ ручь-Я ми - / - / - / - / -
на-ПО топ-ЛЕН ны-Е лу-ГА - / - / - / - /
Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку:
Сбивку ритма можно также легко определить пропев стихотворение или разложив на метры.
От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.
Стопа обычно соответствует метру, поэтому их и называют – хореическая, ямбическая, дактилическая и т.п. Соответственно, по количеству стоп стихи делятся на двухстопные, трехстопные и т.п.
«Бесы» Пушкина написаны четырехстопным хореем.
Количество стоп достаточно важный параметр, т.к. от него зависит музыка стихотворения. Убедиться в этом можно сравнив разностопные стихи, написанные одним и тем же метром.
Трехстопный хорей:
СПЯТ во ТЬМЕ ночНОЙ,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы,
Подожди немного –
Отдохнешь и ты.
(Лермонтов)
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий,
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.
Лебеды и не искать следа,
Со снопом волос твоих
овсяных
Отоснилась ты мне
навсегда.
(Есенин)
ОТраВИЛ я САМ вас ГОРЬкоЮ отРАвой.
(Есенин)
ДА суХОЙ плеТЕНЬ, = 3
ПРИюТИлись к ВЕРбам СИротЛИво = 5
ИЗбы ДЕреВЕНЬ. = 3
(Есенин)
Даже когда речь идет о трагедии, четырехстопный хорей вносит в музыку стиха «приплясывающий» мотив:
Посинел и весь распух…
(«Утопленник», Пушкина)
Ах вы сени, мои сени
Сени новые мои!
Неполные стопы
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА…
В трехсложных стопах может не хватать целых двух слогов.
СТЕПЬ-ю ла | ЗУР-но-ю, | ЦЕПЬ-ю жем |ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы | БУД-то как | Я же изг | НАН-ни-ки
С МИ-ло-го |СЕ-ве-ра | В СТО-ро-ну | ЮЖ-ну-ю.
ЕС-лиж-за | Дело-возь | МЕТ-ся бе | ДА
МИР-ви-но | ВАТ-в не-у | ДА-че-тог | ДА
И-уж-ку | ДА-как-ста | НО-вит-ся | ЗОЛ
КРЫЛЬ-я-сво | И-о-пус | ТИВ-ший-о | РЕЛ.
(Некрасов)
Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора.
И наоборот, анапест, подымающийся, мажорный размер, в усеченном виде будет тяготеть к минору.
Вот
парадный подъезд. По торжественным дням
Одержимый
холопским недугом
Целый
город с каким-то испугом
Подъезжает
к заветным дверям.
(Некрасов)
Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки.
Это хорошо видно при сравнении ямбов Лермонтова и Блока.
Надежный сук мой, как
топор
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой широкою волной,
Бой закипел, -
смертельный бой.
Горячий воздух дик и
глух,
И правит окриками
пьяными
Весенний и тлетворный
дух.
Это четырехсложные метры. В зависимости от места расположения ударения они делятся на:
Первый пеон / - - - (маленькая, славненький)
Второй пеон - / - - (фонарики)
Третий пеон - - / - (Лизавета не отпета)
Четвертый пеон - - - / (переверни)
Кто при-звез-ДАХ и-при лу-НЕ
так позд-но Е-дет на ко-НЕ?
Чей э-то КОНЬ не-у-то-МИ-мый
ле-тит в сте-ПИ не-о-боз-РИ-мой?
Ка-зак на СЕ-вер дер-жит ПУТЬ,
Ка-зак не ХО-чет от-дох-НУТЬ
ни в чис-том ПОЛЕ ни в дуб-РА-ве,
ни при о-ПАС-ной пе-реп-РА-ве.
Расширение ямба до пеона делает музыку стихотворения более плавной.
Выдержать пеонами все стихотворение достаточно трудно. В качестве примера можно привести стихотворение Игоря Северянина, написанное сочетанием третьего и второго пеонов.
В парке ПЛАкала Девочка:
посмотРИ ка ты ПАпочка
У хоРОшенькой Ласточки
переЛОМлена ЛАпочка
Я возьму птичку бедную и
в платочек укутаю…»
И отец призадумался потрясенный
минутою
И простил ей грядущие и
капризы и шалости
Милой маленькой дочери,
зарыдавшей от жалости.
Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея».
В качестве примера пентаметра можно привести стихотворение Пушкина.
Урну с водой уронив, об утес ее дева
разбила,
Дева, печально сидит,
праздный держа черепок.
Чудо. Ни иссякнет вода,
изливаясь из урны разбитой:
Дева над вечной струей
вечно печальна сидит.
Неклассическое стихосложение
Сразу оговоримся, что не рекомендуем использовать данную главу в качестве оправдания своей поэтической безграмотности.
Как мы увидели из предыдущего текста, поэт зажат пятью основными стихотворными размерами. Такой малый выбор неизбежно приводит к однообразию. Можно. Конечно, поэкспериментировать с ритмическим узором, но придумать что-то новое после Пушкина дело достаточно трудное.
Чтобы выйти из этого тупика поэты стали нарушать строгость стихотворных размеров.
Один из таких способов – разностопность строк мы уже рассматривали.
Другой путь – смешение стихотворных размеров в разных строках. Например, «Мороз, красный нос» Некрасова написан амфибрахием и дактилем.
Другой пример из Блока:
Об-ру-ЧАЛЬ-но-Е коль-ЦО (хорей)
Це-ло-ВА-ло нас МО-ре (анапест)
В ЗА-го-РЕ-ло-Е ли-ЦО (хорей)
и уй-ДУ я от БЛЕД-ных лю-ДЕЙ.
для че-ГО же я МЕД-лю пред ра-КРЫ-той мо-ГИ-лой,
не спе-ШУ в не-из-ВЕСТ-ность ско-РЕЙ?
(К. Бальмонт)
В первой и третьей строках чередуются анапест с третьим пеоном.
Теперь посмотрим на стихи Блока.
ты ска-ЗА-ла са-МА: при-ДУ.
у ВХО-да в СУМ-рак мо-ЛЕ-ний
я отк-РЫЛ мо-е СЕРД-це. ЖДУ.
Проведем со стихотворением небольшую операцию. Добавим ко второй и четвертой строке по слогу, а к третей – два слога.
пок-рас-НЕ-ли и ГАС-нут сту-ПЕ-ни,
ты ска-ЗА-ла са-МА (мне) при-ДУ.
(но) у ВХО-да в (тот) СУМ-рак мо-ЛЕ-ний
я отк-РЫЛ мо-е СЕРД-це (и) ЖДУ.
Получаем во всех строчках полный анапест.
Стихотворение Блока и построено на анапесте с пропуском некоторых слогов. Такие пропуски называются паузами. Читая голосом, в местах пауз мы делаем остановку, как бы добавляя необходимый слог.
Вместе с тем разноразмерность и разностопность не является изобретением модернистов. Эти приемы широко использовала народная поэзия.
Что брала-то девка грибы,
ягоды,
Что она, брамши, в лесу
заблудилася.
Заблудимшись, девка
слезно плакала:
- Что ау-то, ау, мил
сердечный друг.
Что нельзя-то ли мне,
нельзя,
Нельзя милой
отаукнуться,
Что глядят-то, смотрят
На меня трое сторожев:
Как первый-то сторож –
тесть-батюшка,
Что другой ли сторож –
теща-матушка,
Как третий-то сторож –
молода жена.
Этот прием широко использовал Маяковский.
Плевать, что нет у Гомеров и Овидиев
Людей,
как мы, от копоти и в оспе,
Я знаю: солнце померкло
бы, увидев
Наших душ золотые
россыпи.
Жилы и мускулы просьб
верней.
Нам ли вымаливать
милостей времени.
Мы – каждый держим в
своей пятерне
Миров приводные ремни.
(«Облако в штанах»)
ЗАДАНИЕ № 2
Перечитайте «Медного всадника» Пушкина, написанного четырехстопным ямбом. Уловив музыку стиха попробуйте сами сочинить стихотворение в этом размере.
(Хотя бы 4 строчки).
Сделайте метрическую и ритмическую разбивку своего стихотворения.
ЗАДАНИЕ № 3
Восстановите паузы и определите каким размером написано следующее стихотворение Блока:
Тебя скрывали туманы
И самый голос был слаб.
Я помню эти обманы,
Я помню покорный раб.