Лекция № 4
Стихосложение. Метрика.

Ритм и метр. Размеры. Стопы. Неполные стопы. Пеоны.

 Ритм и метр

            Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.

            Музыкальность стиха возникает из ощущения звука, т.е. при произношении их вслух. Люди, обладающие музыкальным слухом, могут писать стихи не зная никакой теории – на слух. Говорят, так писал Некрасов.

            Большинство начинающих поэтов также начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее стихов. Но это может поставить естественный предел развития поэта, оставив его в пределах ранее услышанной музыки. Ценится же, как и во всяком другом искусстве, свой голос, создание нового стиля.

            Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.

            Применительно к поэзии под ремеслом прежде всего следует понимать овладение азами метрики и рифм.

                                                    ... Ремесло
            Поставил я подножием искусству;
            Я сделался ремесленник: перстам
            Придал послушную, сухую беглость
            И верность уху. Звуки умертвив,
            Музыку я разъял, как труп. Проверил
            Я алгеброй гармонии.

                       И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Весь вопрос оказался во второй составляющей – вдохновении.

            Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.

            ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки,

            СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-ною

            МЧИ-тесь вы БУД-то как Я же изг-НАН-ни-ки

            С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.

            Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.

            Такое чередование ударных и безударных слогов создает ритм стихотворения. А стихосложение, основанное на принципе этого чередования, называется тоническим.

            Мерой стихотворной речи является метр, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами  измеряется стихотворный ритм.

            Но ритм и метр это не одно и тоже.

            Посмотрим на стихотворение «Бесы» Пушкина.

            МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи

             Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.

            МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся ТУчи

            НевиДИМкою луНА

            ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий,

            МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.

            Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим ( "/" - это ударный слог, а "-" - безударный):

            / - / - / - / -

            - - / - - - /

            - - / -/ - / -

            / - / - / - /

            Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.

            МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи

            НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА

            ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,

            МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.

            / - / - / - / -

            / - / - / - /

            / - / - / - / -

            / - / - / - /

            Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).

            Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.

            / - / - / - / -                            / - / - / - / -

            - - / - - - /                              / - / - / - /

            - - / -/ - / -                             / - / - / - / -

            / - / - / - /                               / - / - / - /

            Ритм стихотворения - есть величина переменная и может изменяться, метр же, как измеритель его, постоянен и неизменен.

            Более того, если прочитать те же «Бесы» в метрическом ритме на счет РАЗ-два, то получим ужасающую, монотонную картину.

  Размеры

            Схематически размеры можно выразить так:

            Двухсложные:   Хорей:  / -      

                                        Ямб:    - /

            Трехсложные: Дактиль:    / - -

                                      Анапест:    - - /

                                      Амфибрахий:   - / -

            Музыка их различна.

            Музыка ямба бодрая и очень гибкая. Его очень любили Пушкин и Лермонтов.

            я-ЖДАЛ – и-ВОТ-в те-НИ-ноч-НОЙ

            вра-ГА-по-ЧУ-ял-ОН-и-ВОЙ

            про-ТЯЖ-ный-ЖА-лоб-НЫЙ-как-СТОН

            раз-ДАЛ-ся ВДРУГ… и-НА-чал-ОН

            сер-ДИ-то-ЛА-пой-РЫТЬ-пе-СОК

            встал-НА-ды-БЫ, по-ТОМ-при-ЛЕГ

            и-ПЕР-вый-БЕ-ше-НЫЙ-ска-ЧОК

            мне-СТРАШ-ной-ГИ-бель-Ю-гро-ЗИЛ,

            но-Я-е-ГО-пре-ДУП-ре-ДИЛ.

                        (Лермонтов, «Мцыри»)

            Хорей – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая.

            Дактиль – очень минорный метр и как и хорей относится к падающим размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает.

            ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки…

            Анапест – размер подымающийся. В нем первые два слога – безударные и последний – ударный.

            Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на средний слог (до-РО-га, са-ПОЖ-ник). Его музыка отличается плавностью, либо легким качанием.

            По-СИ-ним вол-НАМ-о ке-Ана

            Лишь-ЗВЕЗ-ды блес-НУТ в не бе-САХ,

            Ко-РАБЛЬ-о ди-НО-кий не-СЕТ-ся,

            Не-СЕТ-ся на-ВСЕХ-па ру-САХ.

                                    (М.Лермонтов)

            Попробуем на практике определить метр стихотворения Пушкина.

            Гонимы вешними лучами
            С окрестных гор уже снега
            Сбежали мутными ручьями
            На потопленные луга.

            Его ритмический узор будет иметь следующий вид:

            - / -      / - -     - / -

            - / -       /     - /    - /

            - / -    / - -   - / -

            - - - / - -      -/

            Явно не прослеживается однообразия.

            Попробуем применить к стихотворению хореический ритм.

            ГО-ни МЫ-веш НИ-ми ЛУ-ча МИ…

            Явно метрические ударения не совпадают с логическими.

            Попробуем анапест:

            Го-ни-МЫ веш-ни-МИ лу-ча-МИ.

            Опять несовпадение.

            Амфибрахий:

            го-НИ-мы веш-НИ-ми лу-ЧА-ми

            Явное несоответствие, также как и дактилю.

 Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла.

го-НИ мы-ВЕШ ни-МИ лу-ЧА-ми         - / - / - / - / -

с ок-РЕСТ ных-ГОР у-ЖЕ сне-ГА         - / - / - / - /

            сбе-ЖА ли-МУТ ны-МИ ручь-Я ми      - / - / - / - / -

            на-ПО топ-ЛЕН ны-Е лу-ГА                   - / - / - / - /

            Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку:

            с ок-РЕСТ ных-ГОР-ок у-ЖЕ сне-ГА         - / - / - - / - /

Сбивку ритма можно также легко определить пропев стихотворение или разложив на метры.

 ЗАДАНИЕ № 1.

 Приведите примеры стихотворений, соответствующих каждому стихотворному размеру. Запишите их ритмический и метрический рисунок.

Стопы

            В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождаю декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).

            От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.

            МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи

            НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА

            ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,

            МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.

            В этом стихотворении ритм каждой стихотворной строчки разделился на четыре стопы.

            Стопа обычно соответствует метру, поэтому их и называют – хореическая, ямбическая, дактилическая и т.п. Соответственно, по количеству стоп стихи делятся на двухстопные, трехстопные и т.п.

            «Бесы» Пушкина написаны четырехстопным хореем.

            Количество стоп достаточно важный параметр, т.к. от него зависит музыка стихотворения. Убедиться в этом можно сравнив разностопные стихи, написанные одним и тем же метром.

            Трехстопный хорей:

            ГОР-ны-Е вер-ШИ-ны
            СПЯТ во ТЬМЕ ночНОЙ,
            Тихие долины
            Полны свежей мглой.
            Не пылит дорога,
            Не дрожат листы,
            Подожди немного –

            Отдохнешь и ты.
                                (Лермонтов)

             Четырехстопный хорей:

            МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся ТУчи

            НевиДИМкою луНА

            ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий,

            МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.

            Пятистопный хорей:

            НЕ броДИТЬ, не МЯТЬ в кусТАХ багРЯных
            Лебеды и не искать следа,
            Со снопом волос твоих овсяных
            Отоснилась ты мне навсегда.
                                                                        (Есенин)

            Шестистопный хорей:

            ГОды МолоДЫе с ЗАбуБЕНной СЛАвой,

            ОТраВИЛ я САМ вас ГОРЬкоЮ отРАвой.

                                                (Есенин)

           Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк:

            В ТОМ краЮ, где ЖЕЛтаЯ краПИва  = 5

            ДА суХОЙ плеТЕНЬ,  = 3

            ПРИюТИлись к ВЕРбам СИротЛИво   = 5

            ИЗбы ДЕреВЕНЬ.  = 3

                                    (Есенин)

            В зависимости от количества стоп музыка хорея, который мы подробно и разбираем, может меняться на прямо противоположную. С одной стороны, это падающий тяготеющий к минору размер. А, с другой, это ритмический плясовой размер, что особенно проявляется в его четырехстопном варианте. «Бесы» Пушкина звучат гораздо бодрее, чем трехстопный хорей Лермонтова и многостопный Есенина.

            Даже когда речь идет о трагедии, четырехстопный хорей вносит в музыку стиха «приплясывающий» мотив:

            Безобразный, труп ужасный
            Посинел и весь распух…

                («Утопленник», Пушкина)

            Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем:

            Ах вы сени, мои сени
            Сени новые мои!

             Т.е., выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха.

Неполные стопы

            Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп.

            МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи

            НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА…

            Во второй строке не хватает одного безударного слога.

            В трехсложных стопах может не хватать целых двух слогов.

            Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера.

            ТУЧ-ки не       | БЕС-ны-е,     | ВЕЧ-ны-е          | СТРАН-ни-ки,

            СТЕПЬ-ю ла    | ЗУР-но-ю,    | ЦЕПЬ-ю жем    |ЧУЖ-но-ю

            МЧИ-тесь вы   | БУД-то как   | Я же изг            | НАН-ни-ки

            С МИ-ло-го      |СЕ-ве-ра        | В СТО-ро-ну    | ЮЖ-ну-ю.

                                                        

            ЕС-лиж-за        | Дело-возь         | МЕТ-ся бе       | ДА

            МИР-ви-но       | ВАТ-в не-у       | ДА-че-тог       | ДА

            И-уж-ку             | ДА-как-ста       | НО-вит-ся      | ЗОЛ

            КРЫЛЬ-я-сво   | И-о-пус            | ТИВ-ший-о    | РЕЛ.

                                                            (Некрасов)

           Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора.

И наоборот, анапест, подымающийся, мажорный размер, в усеченном виде будет тяготеть к минору.

                  

 Вот парадный подъезд. По торжественным дням
   
         Одержимый холопским недугом
   
         Целый город с каким-то испугом
   
         Подъезжает к заветным дверям.
                                                                             (Некрасов)

            На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера.

            Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки.

            Это хорошо видно при сравнении ямбов Лермонтова и Блока.

            Удар мой верен был и скор.
            Надежный сук мой, как топор 
            Широкий лоб его рассек…
            Он застонал, как человек
            И опрокинулся. Но вновь,
            Хотя лила из раны кровь
            Густой широкою волной,
            Бой закипел, - смертельный бой.

            По вечерам, над ресторанами
            Горячий воздух дик и глух,
            И правит окриками пьяными
            Весенний и тлетворный дух.

            Разница весьма существенная.

  Пеоны

            Кратко пройдемся по пеонам.

            Это четырехсложные метры. В зависимости от места расположения ударения они делятся на:

Первый пеон     / - - -     (маленькая, славненький)

Второй пеон     - / - -      (фонарики)

Третий пеон     - - / -       (Лизавета не отпета)

Четвертый пеон  - - - /    (переверни)

            Пеоны возникли из-за многосложных слов (многоэтажный, разбойники и т.п.), на которые падает несколько ударений, т.е. одно слово содержит несколько ямбических или хореических стоп.  При чтении второе ударение проглатывается и получается новый четырехсложный размер.

            Кто при-звез-ДАХ и-при лу-НЕ

            так позд-но Е-дет на ко-НЕ?

            Чей э-то КОНЬ не-у-то-МИ-мый

            ле-тит в сте-ПИ не-о-боз-РИ-мой?

            Ка-зак на СЕ-вер дер-жит ПУТЬ,

            Ка-зак не ХО-чет от-дох-НУТЬ

            ни в чис-том ПОЛЕ ни в дуб-РА-ве,

            ни при о-ПАС-ной пе-реп-РА-ве.

            Хотя некоторые строчки этого стихотворения Пушкина можно прочитать в ямбическом ритме, но большинство строк будет читаться более естественно при ударении через три слога на четвертый.

            Расширение ямба до пеона делает музыку стихотворения более плавной.

            Выдержать пеонами все стихотворение достаточно трудно. В качестве примера можно привести стихотворение Игоря Северянина, написанное сочетанием третьего и второго пеонов.

            В парке ПЛАкала Девочка: посмотРИ ка ты ПАпочка
            У хоРОшенькой Ласточки переЛОМлена ЛАпочка
            Я возьму птичку бедную и в платочек укутаю…»
            И отец призадумался потрясенный минутою
            И простил ей грядущие и капризы и шалости
            Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

            Справедливости ради надо сказать, что существуют еще два размера, доставшиеся нам в наследство от греков – гекзаметр и пентаметр.

            Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея».

            В качестве примера пентаметра можно привести стихотворение Пушкина.

            Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила,
            Дева, печально сидит, праздный держа черепок.
            Чудо. Ни иссякнет вода, изливаясь из урны разбитой:
            Дева над вечной струей вечно печальна сидит.

Неклассическое стихосложение

            Сразу оговоримся, что не рекомендуем использовать данную главу в качестве оправдания своей поэтической безграмотности.

            Как мы увидели из предыдущего текста, поэт зажат пятью основными стихотворными размерами. Такой малый выбор неизбежно приводит к однообразию.  Можно. Конечно, поэкспериментировать с ритмическим узором, но придумать что-то новое после Пушкина дело достаточно трудное.

            Чтобы выйти из этого тупика поэты стали нарушать строгость стихотворных размеров.

            Один из таких способов – разностопность строк мы уже рассматривали.

            Другой путь – смешение стихотворных размеров в разных строках. Например, «Мороз, красный нос» Некрасова написан амфибрахием и дактилем.

            Другой пример из Блока:

            По-да-РИ-ло нам МО-ре      (анапест)

            Об-ру-ЧАЛЬ-но-Е коль-ЦО   (хорей)

            Це-ло-ВА-ло нас МО-ре        (анапест)

            В ЗА-го-РЕ-ло-Е ли-ЦО         (хорей)

            Следующий шаг – чередование разных размеров в одной строке.

            толь-ко ШАГ ос-та-ЕТ-ся, толь-ко МИГ быст-ро-КРЫ-лый

            и уй-ДУ я от БЛЕД-ных лю-ДЕЙ.

            для че-ГО же я МЕД-лю пред ра-КРЫ-той мо-ГИ-лой,

            не спе-ШУ в не-из-ВЕСТ-ность ско-РЕЙ?

                                                                                       (К. Бальмонт)

            В первой и третьей строках чередуются анапест с третьим пеоном.

            Теперь посмотрим на стихи Блока.

            пок-рас-НЕ-ли и ГАС-нут сту-ПЕ-ни,

            ты ска-ЗА-ла са-МА: при-ДУ.

            у ВХО-да в СУМ-рак мо-ЛЕ-ний

            я отк-РЫЛ мо-е СЕРД-це. ЖДУ.

            Первая строка – анапест. Во второй и четвертой строках по два анапеста и ямб. Третью строку можно разбить на два ямба и анапест или на два амфибрахия, в середине которых стоит хорей.

            Проведем со стихотворением небольшую операцию. Добавим ко второй и четвертой строке по слогу, а к третей – два слога.

            пок-рас-НЕ-ли и ГАС-нут сту-ПЕ-ни,

            ты ска-ЗА-ла са-МА (мне) при-ДУ.

            (но) у ВХО-да в (тот) СУМ-рак мо-ЛЕ-ний

            я отк-РЫЛ мо-е СЕРД-це (и) ЖДУ.

            Получаем во всех строчках полный анапест.

            Стихотворение Блока и построено на анапесте с пропуском некоторых слогов. Такие пропуски называются паузами. Читая голосом, в местах пауз мы делаем остановку, как бы добавляя необходимый слог.

            Вместе с тем разноразмерность и разностопность не является изобретением модернистов. Эти приемы широко использовала народная поэзия.

            Во лесах было, во дремучих,
            Что брала-то девка грибы, ягоды,
            Что она, брамши, в лесу заблудилася.
            Заблудимшись, девка слезно плакала:
            - Что ау-то, ау, мил сердечный друг.
            Что нельзя-то ли мне, нельзя,
            Нельзя милой отаукнуться,
            Что глядят-то, смотрят
            На меня трое сторожев:
            Как первый-то сторож – тесть-батюшка,
            Что другой ли сторож – теща-матушка,

            Как третий-то сторож – молода жена.

            Здесь нет размеренного чередования ударных и безударных слогов. Имеется только ритмический узор.

            Этот прием широко использовал Маяковский.

            Плевать, что нет у Гомеров и Овидиев
            Людей, как мы, от копоти и в оспе,
            Я знаю: солнце померкло бы, увидев
            Наших душ золотые россыпи.
            Жилы и мускулы просьб верней.
            Нам ли вымаливать милостей времени.

            Мы – каждый держим в своей пятерне
            Миров приводные ремни.

                                           («Облако в штанах»)

             Т.е. неклассическая поэзия уже не чисто тоническая. Из-за смешения размеров, паузников, ориентации на ритмическое строение её называют тонико-ритмической.

                  

ЗАДАНИЕ № 2

            Перечитайте «Медного всадника» Пушкина, написанного четырехстопным ямбом. Уловив музыку стиха попробуйте сами сочинить стихотворение в этом размере.

            (Хотя бы 4 строчки).

            Сделайте метрическую и ритмическую разбивку своего стихотворения.

ЗАДАНИЕ № 3

Восстановите паузы и определите каким размером написано следующее стихотворение Блока:

            Тебя скрывали туманы
            И самый голос был слаб.
            Я помню эти обманы,
            Я помню покорный раб.

                     

Курс Словесной визуализации
Университет Магии

Hosted by uCoz